119017, Москва, Малый Толмачёвский пер., д. 8 стр. 2
WhatsApp (только сообщения): +7 968 409-7220
Телефон: (495) 951-9029

ЭТО ИНТЕРЕСНО - ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ

Ной строит ковчег

КСИЛОГРАФИЯ
От греческого ксилон (дерево) и графо (писать, рисовать)
Гравюра на дереве, одна из разновидностей глубокой гравюры.
Различают 2 вида ксилографии: обрезную (или продольную) и торцовую.
Обрезная (продольная) ксилография выполняется на досках с продольным расположением волокон из мягких пород дерева (груши, липы и т.п.).
Линии и пятна рисунка обрезают ножом, дерево между ними выбирают долотом.
В торцовой ксилографии на досках поперечного распила из твердых пород дерева штихелем прорезают тонкие штрихи, которые в оттиске остаются белыми. Различные сочетания штрихов позволяли использовать эту технику для репродуцирования живописи и тонального рисунка.
В Европе первая ксилография появилась на рубеже XIV-XV веков. В России получила широкое распространение в народном творчестве – лубке.

  • Немецкая школа. Ной строит ковчег. Бумага, ксилография. 17,4х15,7. XV в.


    Вид Невы

    РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА
    От французского gravure
    Самая древняя разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), рисунок которой прорезался при помощи штихеля.
    Ровную металлическую доску тщательно шлифуют, затем наносят контур изображения. Для получения штрихов и линий применяют резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносят иглами. Металлические заусеницы-барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают шабером. Затем изображение заполняют густой краской. С помощью кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для получения оттисков используют сравнительно толстую, мало проклеенную бумагу: она, будучи влажной, под сильным давлением хорошо вбирает краску из углублений доски.
    Резцовая гравюра возникла из техники украшения резьбой металлических изделий. Первые опыты печати относятся к 1-й половине XV века. Для оттиска характерна строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий. Такая техника отличается исключительной трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей. С XVII века резцовая гравюра постепенно вытеснялась техникой офорта и ее разновидностями. Вплоть до конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических карт, видов городов (ведутт), иллюстраций для научных атласов и изданий, а также увражей – репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати купюр одной из самых распространенных валют мира - доллара США.

  • Л.-Н. де Леспинасс (художник), Ф.-Д. Нэ (гравер). Французская школа. Вид Невы. Бумага, резец. 25,8х67,5. 2-я пол. 1780-х гг.

    Поле

    ОФОРТ
    От французского eau forte (азотная кислота)
    Вид гравюры на металле, когда рисунок создается при помощи травления кислотой.
    На отполированную цинковую или медную доску наносят слой кислотоупорного лака (первоначально изготовлялся из смеси воска и смолы). После затвердения лака поверхность доски обычно коптят, чтобы наносимый рисунок четко выделялся на черном фоне. На этот грунт переводят контур рисунка, затем процарапывают слой лака офортной иглой до металла по линиям будущего изображения. Затем помещают цинковую доску в азотную кислоту, а медную – в раствор хлористого железа и протравливают очищенные от лака места. Углубления заполняют краской, покрывают увлажненной бумагой, затем получают оттиск на металлографическом станке. Для достижения желаемой градации тонов травление повторяют, вновь покрывая лаком места, соответствующие светлым участкам изображения. На практике офорт часто сочетается с техникой резцовой гравюры или сухой иглы. По сравнению с резцовой гравюрой офорт характеризуется большей живописностью и свободой штриха.
    По сравнению с резцовой гравюрой офорт характеризуется большей живописностью и свободой штриха. Первые опыты травления металлических досок относятся к началу XVI века. Тогда для изготовления оттисков применялись главным образом железные доски, в XVII-XVIII веках – медные, а в XIX веке – цинковые, наиболее простые в обработке.

  • И.И. Шишкин (художник и гравер). Поле. Из альбома «60 офортов И.И. Шишкина. 1870-1892». Бумага, резец, офорт. 20,1х27,3. 1894 г.

    Обеденный стол а-ля Рюсс

    ПУНКТИР (пунктирная манера)
    От латинского punctum (точка)
    Вид гравюры на металле, разновидность офорта
    Изображение создается при ударе молоточками по пунсонам, острым стальным штифтам – так в полированную доску вколачиваются точки. При сильном ударе получаются более темные участки, при слабом – едва заметный тон. Для получения сплошной зернистой поверхности используют матуары – чеканы в форме булавы – и матировки, или тонировки – пунсоны с несколькими остриями. Зернистую фактуру получают такжн с помощью травления. Доску покрывают твердым лаком, теми же инструментами лак накалывают, затем травят. Часто оба метода сочетаются на одной доске.
    Пунктир впервые появился в Италии в начале XVI века, почти одновременно с офортом, и просуществовал до середины XIX века. Оттиски, выполненные с досок в пунктирной манере, отличаются почти живописной мягкостью светотени, эффектной легкостью и воздушностью изображения. Цветной пунктир замечательно передает нюансы акварельного или пастельного рисунка.

  • Английская школа. Обеденный стол, сервированный а-ля Рюсс. Бумага, цветной пунктир. 20,6х25,6. Кон. XIX - нач. ХХ в.

    Пейзаж с лошадью

    СУХАЯ ИГЛА
    Разновидность гравюры на металле, основанная на процарапывании штрихов изображения при помощи металлической офортной иглы.
    На металлической тщательно отполированной доске офортной иглой процарапывается рисунок (без последующего травления). Для оттисков, полученных при помощи этой техники, характерен мягкий бархатный штрих, близкий к карандашному рисунку. Этот эффект достигается благодаря барбам – заусеницам, оставляемым иглой. Штрихи имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением сбиваются в процессе печати быстрее, чем резцовые или травленые, что ограничивает число хороших оттисков. Поэтому сухую иглу чаще используют в дополнение к технике офорта для достижения большей живописности при проработке тонких деталей. Первые опыты использования сухой иглы относятся к началу XV века, в качестве самостоятельной техники она получила распространение с начала XIX века.

  • Д.-В. Денон. Пейзаж с пасущейся под дождем лошадью. Бумага, офорт, сухая игла. 14х17,3. 1780-е гг.

    Москва. Вид с балкона Императорского дворца

    АКВАТИНТА
    От итальянского aquaforte (офорт) и tinto (окрашенный)
    Разновидность гравюры, основанная на протравливании кислотой металлической доски сквозь предварительно нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к тоновому рисунку. Может применяться также и для цветной печати.
    Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков, встречается и применение этой техники в «чистом» виде, без офортных штрихов.

  • Р. Боуэр (художник, издатель). Москва. Вид города, снятый с балкона Императорского дворца по левую сторону. Бумага, акватинта, офорт, акварель. 47х59,5. 1814 г.

    Портрет Великого князя

    ЛИТОГРАФИЯ
    От греческого литос (камень) и графо (писать, рисовать)
    Способ плоской печати на камне, при котором, в отличие от гравюры на дереве или металле, изображение почти не имеет рельефа.
    Литографский оттиск получают при переносе краски под давлением с плоской печатной формы на бумагу. На поверхность известняковой плиты жирной тушью или специальным литографским карандашом наносят изображение. Затем поверхность камня травят кислотой. Незакрытые тушью участки вытравливались. Часто изображение переводили на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге – корнпапире. Затем камень увлажняли и накатывали на него особую жирную краску. Она оставалась только на тех местах, где был рисунок, а обработанные кислотой влажные участки ее отталкивали. Затем в печатном станке, рейберне, краска под давлением попадала с камня на бумагу.
    Техника литографии была изобретена между 1796-1798 годами Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771-1834). В силу технологических особенностей литография ближе остальных гравюрных техник к рисунку на бумаге. Процесс подготовки печатной формы и последующей печати позволяет оперировать самыми разными материалами и приемами и имитировать не только карандашный рисунок, но и живописные работы.

  • В.-Ж. Адам (литограф). Французская школа. Конный портрет Великого княза Александра Николаевича. Бумага, литография. 31х40. 1840-е гг.

    Груша

    ХРОМОЛИТОГРАФИЯ
    От греческого хромос (цвет)
    Разновидность литографии, когда печать осуществляется с 2 и более камней (в зависимости от сложности изображения и цветового решения их может быть до 20). Хромолитография получила широкое распространение с середины ХХ века. На этой технике основан, в частности, принцип современной многокрасочной полиграфии.

  • Английская школа. Груша Вамберши. Бумага, цветная литография. 16,6х24,3. Середина XIX в.


  • В раздел «Гравюры и карты»
  • На главную страницу